Дмитрий ФАТЬЯНОВ. Работу с мусором модернизируют


Ульяновская компания «Центр экологических технологий» приступила совершенствованию услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в нашем городе.

Чисто там, где не мусорят – эта красивая фраза не совсем верна. В современном обществе, нацеленном на активное потребление, ежедневно появляются тонны мусора и отходов, которые требуется куда-то девать. Нужно очень постараться, чтобы грамотно удалить все это из города. ООО «Центр экологических технологий» («Центрэкотех») работает на рынке сбора и вывоза ТБО семь лет. Фирма является одной из ведущих в Ульяновске по этому профилю, доказала на практике свою состоятельность и надежность. Сегодня она ищет новые подходы к решению мусорных проблем города. Компания разработала и уже внедряет программу технической модернизации сбора и вывоза ТБО. О том, что определило такой путь, мы беседуем с директором ООО «Центрэкотех» Дмитрием Фатьяновым.

Дмитрий Викторович, почему ваша компания решила заняться модернизацией и пойти на значительные инвестиции ради этого?
- Мы работаем в Ульяновске с 2005 года. Занимаемся сбором и вывозом ТБО в основном в Ленинском и Засвияжском районах. На основе заключенных договоров обслуживаем многоквартирные дома и коммерческие объекты. Полтора года назад приступили к удалению мусора из сектора частной индивидуальной застройки, что прежде было пущено на самотек.
Нами накоплен серьезный опыт, компания работает стабильно и успешно. Но сегодня, анализируя ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо совершенствоваться дальше, повышать качество услуг в соответствии с запросами времени. В нашей сфере появляются новые, современные технологии, повышаются требования к благоустройству городских территорий. Все вместе взятое привело к тому, что мы задумали глобальную техническую модернизацию нашей деятельности за счет собственных средств. Выиграть в итоге должны город и его жители.
- Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов за последнее время несколько раз выражал недовольство тем, как сейчас обстоят дела с удалением отходов. Как строится сегодня диалог между властью и компаниями, осуществляющими услуги по вывозу ТБО из населенных пунктов?

- Сергей Иванович всегда является главным инициатором позитивных преобразований, в том числе и в нашей отрасли. В 2007 году между правительством Ульяновской области, мэрией Ульяновска и организациями – перевозчиками ТБО было достигнуто соглашение о модернизации системы вывоза отходов, в рамках которого ООО «Центрэкотех» за собственный счет организовало и благоустроило около 300 контейнерных площадок, на них было выставлено более 1000 новых контейнеров. Было заменено свыше 20 единиц старой мусоровозной техники на новые машины. Мы можем с уверенностью говорить, что наша компания полностью выполнила взятые на себя тогда обязательства. Конечно, в процессе эксплуатации часть таких мест и контейнеров пришла в негодность, да и время, как я уже говорил, диктует новые требования к технологиям обращения с мусором.
В июне 2012 года в рамках Поволжской экологической недели губернатор Ульяновской области обратил наше внимание, что нынешнее состояние дел в сфере удаления отходов Ульяновска не отвечает современным требованиям. Наша новая программа модернизации направлена, в первую очередь, на исправление такой ситуации. Хочу заявить, что компания не видит себя и своего развития отдельно от города и его жителей. Мы никогда не отказывались помогать городу, участвовать в проводимых социальных проектах. Мы готовы к диалогу и сейчас, в условиях развития конкуренции и необходимости технической модернизации оказываемых услуг.
- Что предполагается сделать в рамках намеченной программы?
- Сначала хочу отметить, что перед подготовкой программы наши специалисты досконально изучили опыт, технику и технологии обращения с отходами в Германии, Чехии, Австрии, Польше и Украине. А также подробно ознакомились с тем, как этот опыт реализован в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Саранске. В результате родилась программа модернизации, которая имеет несколько направлений. Мы планируем приобрести и разместить на всей обслуживаемой территории евро-контейнеры для ТБО – пластиковые, на колесах, с крышкой, с увеличенным до 1,1 кубометра объемом (сейчас металлические контейнеры вмещают 0,7 кубометра отходов). Причин появления новых контейнеров несколько. Это позволит увеличить объемы вывоза мусора без необходимости расширять контейнерные площадки. С другой стороны, они станут смотреться эстетичнее, город будет выглядеть лучше – здесь проявится социальная функция нашего плана по замене контейнеров.
Новые контейнеры потребуют обновления парка машин-мусоровозов. Сегодняшние металлические контейнеры обслуживаются мусоровозами классического типа – с боковой загрузкой с помощью манипулятора. Пластиковый контейнер так опорожнить нельзя из-за большого объема и веса. Поэтому используются мусоровозы с так называемой обратной загрузкой – сзади. Туда контейнер подкатывается вручную.
Так как сроки выполнения программы сжатые, а вложения требуются серьезные, мы будем приобретать новые мусоровозы с помощью схемы лизинга. Остановили свой выбор на немецком оборудовании фирмы «ZOELLER», которое будем устанавливать на шасси «SCANIA». Эти автомобиль и установка наилучшим образом зарекомендовали себя в российских условиях своей высокой производительностью и надежностью.

- Чем же так хороши эти пластиковые контейнеры и импортные мусоровозы?
- Сочетание увеличенных пластиковых контейнеров с системой обратной загрузки в мусоровоз хорошо еще тем, что исключает разлет отходов при погрузке – все вываливается куда требуется. Мы планируем приобретать немецкие контейнеры фирмы «WEBER», которые из опыта эксплуатации в России имеют наилучшие прочностные характеристики. Эти контейнеры оборудованы крышками, а нынешние – открытые, и легкий мусор из них может вылетать. Крышка на пластиковом контейнере предусмотрена как защита от попадания осадков, от проникновения животных, способных растащить отходы.
Отмечу еще один важный момент. Зарубежные фирмы, заходящие в последнее время на российский рынок ТБО, используют только пластиковые контейнеры повышенного объема, о которых я говорил. Однако эта тара не умещается в мусороприемных камерах многоквартирных домов с мусоропроводами. Итог для обслуживаемых иностранцами домов печален: мусоропроводы завариваются и организуются контейнерные площадки во дворах. Но ведь этого не было изначально предусмотрено, так как дом с мусоропроводом. Приходится сажать места для сбора мусора куда угодно, вплоть до вынужденного соседства с детскими площадками. Наша компания тоже обслуживает много зданий с мусоропроводами. Так вот, специально для них мы постепенно приобретем евроконтейнеры малой вместимости, прекрасно входящие в мусороприемник. У фирмы «WEBER» такие есть. И проблем не будет – жители смогут спокойно пользоваться своими мусоропроводами.
Еще одно направление нашей программы модернизации – обустройство контейнерных площадок. В рамках программы сделаем анализ технического состояния обслуживаемых нашей компанией контейнерных площадок и за свой счет приведем их в порядок.
- Какой срок исполнения мероприятий программы?
- Программа разбита на два этапа. Первый завершится в 2012 году. До конца сентября мы приобретем 1000 пластиковых евроконтейнеров и три специализированных автомобиля «SCANIA» с установками «ZOELLER» (они уже заказаны) – с обратной загрузкой. Разработаем и внедрим оптимальную логистическую схему удаления ТБО и КГО с обслуживаемой территории и начнем постепенно менять металлические контейнеры.
Второй этап придется на первое полугодие 2013 года. Мы проведем полное переоборудование всех обслуживаемых площадок пластиковыми евроконтейнерами. Будет закуплено еще шесть мусоровозов с задней системой загрузки – это основная часть затрат. Сроки, как видите, поставлены жесткие, но, я уверен, мы справимся с намеченным.
- Сегодня в стране много говорится о необходимости не только утилизировать бытовые отходы, но и перерабатывать их, предварительно сортировать, использовать, что возможно, в виде вторсырья. Как с этим обстоят дела у вас?
- Наша компания имеет собственную мусоросортировочную линию – единственную в Ульяновске – мощностью 180 тысяч тонн ТБО в год. Она представляет собой конвейер, куда поступает мусор, который сортируется работниками -отдельно стекло, полиэтилен, картон, железо и т.д. Далее сырье прессуется или дробится и поставляется потребителям. Сортировать отходы мы планируем и на стадии контейнерных площадок: вместе с синими евроконтейнерами (это корпоративный цвет нашей компании) на всех площадках будут установлены зеленые евроконтейнеры для сбора вторсырья. Нами запланирована серьезная работа по экологическому воспитанию населения и пропаганде раздельного сбора отходов. Но существуют и проблемы. Сегодня переработка отходов малорентабельна, зачастую сортировка обходится дороже возможной прибыли от реализации вторсырья. Законодательного требования к производителям обязательно использовать какое-то количество вторичного сырья сегодня в стране нет. Россия богата природными ресурсами. Есть запрет захоронения отходов, из которых можно извлечь вторсырье. Но крупные штрафы за эти нарушения не применяются. Поэтому имеем то, что есть: наша линия очень часто простаивает, иначе – работа себе в убыток.
- А как решают эти проблемы иностранные компании?
- С теми же самыми проблемами столкнулись и западные компании, занимающиеся сбором ТБО в России. Обещанная ими переработка мусора в регионах тоже застряла. Даже на построенных в некоторых областях за государственные деньги сортировочных линиях работа не ведется, если нет дотаций из бюджета.
Недавно в Ульяновск приезжала делегация из Франции: там был бизнесмен, президент Международной комиссии движения предпринимателей Франции (MEDEF) региона Шампань-Арденна, советник Франции по экономическим вопросам господин Филипп Вербер, его компания производит мусороперерабатывающие заводы и эксплуатирует их по всему Евросоюзу (около 600 предприятий). Дорогостоящее оборудование, которое он предлагал и нам приобрести. Мы, в свою очередь, задали вопрос: как удается окупать переработку отходов? Француз ответил, что за счет 60-процентных дотаций расходов от муниципалитетов. У нас, к сожалению, какие-либо дотации на это отсутствуют.
- Особняком для ульяновских компаний, занимающихся сбором и вывозом ТБО, стоит частный сектор. Вы уже упоминали, что начали там работать. По сути, идет выполнение еще одной, необъявленной, программы – по регулярной очистке частного сектора Ульяновска от мусора.
- Частный сектор – больная тема. Мы обслуживаем значительные площади частного сектора, начали заниматься им полтора года назад. До этого порядок удаления мусора оттуда никак не регламентировался, системы не было. Зато проблемы имелись у многоквартирных домов, соседствующих с частниками. Контейнеры на площадках этих домов переполнялись: многие индивидуальные домовладельцы сносили свой мусор сюда. А затраты несли компании, обслуживающие площадки, либо жители многоквартирных домов: за дополнительные рейсы мусоровозов, за дополнительные контейнеры. Иначе – переполненные контейнеры и мусорные свалки в городе. Поэтому решено было организовать вывоз ТБО непосредственно из частного сектора – по джентльменской договоренности с мэрией.
Мы установили много контейнеров в районах индивидуальной жилой застройки. Стали заключать договоры на обслуживание, хотя понимали, что получим трудности с оплатой этих услуг. Сегодня у ООО «Центрэкотех» договоры имеются с 65 процентами частных домовладельцев. Оплата по ним составляет от 15 до 23 процентов, несмотря на то, что мы предложили все возможные способы внесения денег через почту, Сбербанк, в нашем офисе, с помощью электронных платежей и т.д. Сознание людей, годами не плативших за вывоз мусора и не имевших этой услуги, тяжело меняется.
- Так как же разрубить этот «гордиев узел»?
- По опыту других регионов может помочь контроль соответствующих органов за правилами благоустройства в частном секторе, в которых закреплена необходимость наличия договора и оплаты вывоза ТБО. К сожалению, пока этот контроль у нас в регионе не очень строг. Во многих регионах вывоз из частного сектора дотируется из бюджета, чего у нас тоже нет. Но мы пока оптимизма не теряем, несем эту социальную нагрузку и объем вывоза ТБО из частного сектора не сокращаем. Кроме того, продолжаем разъяснительную работу и работу по заключению договоров, чтобы охватить всех.
- Во сколько вашей компании обойдется, по прикидкам, программа модернизации сбора и вывоза ТБО?
- Пластиковый евроконтейнер импортного производства стоит минимум 11000 рублей по оптовой цене. Один новый импортный мусоровоз – около 9 миллионов рублей. Плюс контейнерные площадки предстоит переделывать кардинально. Так что все выливается в десятки миллионов рублей. Это очень долгосрочные вложения. Модернизацию можно сравнить с созданием компании с нуля: почти всю инфраструктуру обновляем. Но затея того стоит. Мы выйдем на более высокий уровень работы. Город станет чище, опрятнее, красивее. А если и коллеги пойдут следом за нами, то он буквально преобразится.