Кодекс бессилен? Частный сектор - источник стихийных свалок


В многоквартирных домах обязанность содержать общее имущество, в том числе и мусорные контейнеры, возложена на собственников квартир Жилищным кодексом, хозяев частных домовладений заставить заключить договор на вывоз ТБО никто не вправе.

Что мешает отладить чёткую систему сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов в частных домовладениях? На этот и другие вопросы, связанные с данной проблемой, попытались ответить представители власти, надзорных органов, а также организации, непосредственно занимающейся утилизацией отходов.

 Проблему создают недобросовестные собственники 

Данил УРДИН, председатель комитета по охране окружающей среды администрации Ульяновска:

- Проблема в том, что есть недобросовестные собственники, которые загрязняют территорию практически там, где сами живут. Они даже заключают договоры на вывоз мусора, но не оплачивают их. Штрафные санкции законом предусмотрены, но проблема в том, что их невозможно применить, поскольку не существует утверждённых правил вывоза отходов с территории частной застройки. Есть правила содержания многоквартирных домов, где регламентируется, в числе прочего, сбор и вывоз отходов. Но они не распространяются на частный сектор. С другой стороны, в Земельном законодательстве есть пункты, обязывающие собственника держать свою территорию в чистоте. О том же говорит и санитарно-эпидемиологическое законодательство. В муниципальных правилах благоустройства прописано, что собственники обязаны заключать договоры на вывоз мусора, существует утверждённый порядок обращения с отходами. Собственник обязан либо самостоятельно вывозить мусор со своей территории, либо заключить договор с организацией, предоставляющей подобные услуги. Но в областном административном кодексе не прописаны штрафные санкции за подобные правонарушения. В итоге мусор оказывается не на полигонах, где ему положено быть, а на соседней или смежной территории, где собственник уже формально за него не отвечает, а то, что именно он устроил свалку – ещё надо доказать.

Сейчас от одного из регионов в Госдуму поступил проект изменений в Жилищный кодекс, где индивидуальные домовладения планируется приравнять к многоквартирным жилым домам. Если проект превратится в закон, то ситуация может измениться в лучшую строну.

Не хватает полномочий

Сергей ЛАРЬКИН, начальник управления административно-технического контроля администрации Ульяновска:

- Кодекс административных нарушений Ульяновской области не предусматривает ответственности владельцев частных домов за то, что они не утилизируют мусор. Сейчас, насколько я знаю, в региональном Министерстве строительства, ЖКХ и транспорта ведётся работа над тем, чтобы соответствующая статья была включена в областной административный кодекс. Раньше статья пятая была в областном административном кодексе, где предусматривались штрафные санкции за нарушение правил благоустройства, и мы могли привлекать граждан к ответственности, регулярно налагались штрафы. Но сейчас у нас таких полномочий нет, и наказать владельца частного дома практически невозможно. Статью из административного кодекса изъяли в 2012 году по требованию прокуратуры Ульяновской области, поскольку она, по мнению юристов, противоречила федеральному законодательству. В новой редакции кодекса есть четыре статьи в сфере благоустройства, где прописаны наказания за конкретные проступки, но отказ от утилизации мусора в их число не входит.

 

Нет полноценной системы

Амир ГАЛЯУТДИНОВ, директор департамента природных ресурсов и экологии Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов:

- Поскольку основной причиной загрязнений территорий населённых пунктов и прилегающих к ним территорий является сброс отходов производства и потребления (тара, упаковка и т.п.) вне установленных мест, именно здесь слабое звено в цепи движения отходов. Отсутствует полноценная система сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов от населения. Сбор и вывоз отходов из многоквартирных домов экономически рентабелен. Обратная ситуация с частными домовладениями, здесь отсутствуют инструменты административного и гражданско-правового принуждения к заключению договоров на вывоз отходов и обязательному внесению платы за эту услугу. Особенно остро вопрос стоит в поселениях.

В целях борьбы с несанкционированными свалками в 2014 году в КоАП Ульяновской области введена ответственность за размещение отходов вне мест, установленных правовыми актами муниципальных образований, и определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о подобных административных нарушениях. Работа по привлечению к административной ответственности начата, однако муниципальным служащим пока не достаёт знаний и опыта в вопросах административного производства.

Федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов были отнесены полномочия по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В них составной частью входят программы (схемы) по обращению с отходами, где учтены все основные аспекты обращения с отходами на территории муниципального образования. Однако работа по реализации полномочий по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в Ульяновской области, по нашим сведениям, пока не ведётся.

Среди конкретных предложений по решению проблемы: организация площадок приёма вторсырья от населения, достаточного количества контейнерных площадок; обеспечение отделами ЖКХ районных администраций близкого к 100-процентному показателя по заключению договоров на вывоз ТБО от частных подворий; контроль органами МСУ внесения платы за вывоз ТБО от владельцев частных домов и ответственных квартиросъёмщиков одноэтажного жилого фонда. Кроме того, эксплуатирующим жилищный фонд организациям необходимо проводить разъяснительную работу с населением по вопросам утилизации отходов.

Действовать по примеру соседей

Дмитрий ФАТЬЯНОВ, директор Центра экологических технологий:

- Центр экологических технологий работает в трёх районах Ульяновска, обслуживая более 15 800 частных домовладений. При этом договоры на вывоз мусора заключили порядка 76 процентов хозяев домов. Понятно, что объём вывозимых отходов рассчитывается по числу тех, с кем есть договорные обязательства. Поэтому случаи переполнения контейнеров и захламления контейнерных площадок происходят из-за превышения количества мусора, который прибавляют жители, не являющиеся клиентами компании.

Кроме того, по уже заключенным договорам регулярно оплачивают услуги не более 75 процентов горожан. Есть жители, которые даже после заключения договоров не оплачивают вывоз ТБО по несколько лет, накапливая задолженность по четыре-пять тысяч рублей. Такие задолженности приходится взыскивать через суд, и по всем подобным делам суд выносит решение в пользу Центрэкотех.

Проблема, несомненно, в несовершенстве федерального законодательства, по которому жители частного сектора находятся в «особых» условиях: Жилищный кодекс РФ регулирует отношения по содержанию помещений только в многоквартирных домах.

При этом, в Ульяновске есть действующий документ, принятый ещё в 2008 году. Это Порядок обращения с бытовыми и промышленными отходами на территории муниципального образования «город Ульяновск». Этим нормативным актом установлено, что собственники и наниматели жилья должны иметь документы, подтверждающие законность удаления образующихся у них отходов: абонентскую книжку, копии договоров на вывоз отходов.

Если бы в Кодексе об административных правонарушениях Ульяновской области содержался пункт об ответственности за отсутствие договоров на вывоз ТБО, проблема несанкционированных свалок в частном секторе была бы в значительной степени решена. В пример можно поставить наших соседей. И в Казани, и в Саранске, и в Чебоксарах приняты региональные законы и нормативные акты, позволяющие решать вопросы удаления отходов. А в республиканских КоАП предусмотрены штрафные санкции за их нарушение.

Не проще ли начать не с борьбы со свалками в частном секторе, а с их предотвращения? Собственников индивидуальных жилых домов такие же горожане, как и жители домов многоквартирных, и пора обязать их законно удалять мусор - либо по договору с компанией по вывозу ТБО, либо подтверждая документами самостоятельный вывоз мусора на утилизацию. Порядок обращения с бытовыми отходами в городе есть, осталось внести в КоАП Ульяновской области штрафы за его нарушение.

Семён АРХАНГЕЛЬСКИЙ

"Аргументы и Факты. Ульяновск", № 36 от 3 сентября 2014

http://www.ul.aif.ru/